Введение.
История любой страны,
любого государства начинается и истории того места, где мы
рождаемся и живем. Для любого человека особенно важны те
места, где он родился и вырос. Именно поэтому я выбрала тему
связанную с нашим краем. Очень часто мы не знаем об истории
тех мест, где живем. Даже у такого маленького городка как
Кингисепп существует огромная история…
Маленький тихий городок.
Обычные будни, выходные. Все куда-то спешат. И людям
кажется, что они уже все знают об этом городке, на реке
Луге. Но мало кто обращает внимание на наши
достопримечательности, рассказывающие нам об истории города…
Так же об этой истории нам
могут рассказать: художник, архитектор, писатель. … Один, из
которых родился и жил в нашем крае, другой подарил свое
творение, третий - бывал. Но каждый из них оставил на нашей
родной земле свой след, добрую память о себе.
Одним из таких знаменитых
людей был Антонио Ринальди.
«Как песня храм струится в
высоту
Он рвется ввысь,
торжественен и строен
Певучей силой камень
окрылен,
Для Бога он иль не для
Бога строен,
Но человеком был
воздвигнут он!»
…Направимся к собору
Святой Екатерины. Белый, легкий, словно воздушный, изящный
пятикупольный собор взметнулся на высоту 45 метров. Эта
легкость и изящество подчеркиваются черыремя башенками,
легким фонариком на барабане главного купола. С западной
части к нему пристроена трехъярусная колокольня с небольшой
главкой.
Наружное украшение –
лепнина (гирлянды декоративных цветов). Создал этот
прекрасный собор в нашем городе именно этот итальянский
архитектор. Собор в Ямбурге – одна из самых первых культовых
построек зодчего.
Другим не менее знаменитым
человеком является Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Он
закончил Петербургскую Академию художеств. Хотя он закончил
класс исторической живописи, его больше всего привлекали
человеческие лица. Он с вдохновением писал портреты. Среди
них портрет А.К.Швальте(1804г.), портрет
К.И.Альбрехта(1827г.), и, конечно, прижизненный портрет
великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Это один из
самых лучших портретов поэта.
В своем стихотворении по
поводу создания портрета Пушкин писал: «Себя как в зеркале,
я вижу, но это зеркало мне льстит…»
«Волшебник милый» - так
назвал художника поэт.
Талант Кипренского был
признан еще при жизни. В 1982 году, в деревни Нежново была
торжественно открыта мемориальная доска к 200-летию со дня
рождения художника.
Орест Адамович Кипренский
– наш земляк. Он прославил наш край, Россию, и мы гордимся
этим!
Еще одной знаменитостью
был Александр Бестужев-Марлинский. Свидетельницей его жизни
была деревня Лялицы. Это был один из пяти братьев
Бестужевых, участников восстания офицеров-дворян в декабре
1825 года в Петербурге.
А.Бестужев известен в
литературе под фамилией Марлинский.
Одна из повестей
называется «Поездка в Ревель». В ней Бестужев-Марлинский,
описывая дорогу из Петербурга в Ревель (теперь Талин),
очень тепло отзывается о Ямбурге.
В галерее Зимнего дворца
(Эрмитажа) среди героев Отечественной войны 1812 года есть
портрет Карла Ивановича Бистрома, судьба которого также
связанна с Ямбургским уездом. В начале 30-х годов он купил
имение романовка, где собирался поселиться.
Но 16 июня 1838 года Карл
Иванович скончался на курорте Киссенген в Баварии, где
лечился от ран. На бриге «Усердие» его тело было перевезено
в Петербург, а оттуда доставлено в Ямбург.
В Кингисеппе в парке «Романовка»
ему установлен памятник - бронзовый лев, отлитый знаменитым
скульптором Клодтом, автором скульптурной композиции
«Укротитель коней», которая
установлена на устоях
Аничкова моста через Фонтанку.
назад
Глава
1
Легенда о церкви.
Никакой, даже самый
маленький, древний русский город невозможно представить себе
без храма, церкви или часовенки. Церкви возводили чаще всего
на высоких берегах рек и озер, в центре города. Их строили,
не нарушая гармонии с природой. Порой казалось, что природой
она и создана. Здесь будто сливались красота земли русской и
красота творения человеческих рук.
Каждый год 9 мая, и не
только, мы проходим мимо маленькой разрушенной церквушки и
даже не замечаем её. Не задаемся вопросом о том, откуда она
здесь появилась, и кто архитектор этой церкви, какова её
судьба.
Поиск ответов на эти
вопросы и стало основной целью моей работы.
Существует множество
легенд о её происхождении.…В одной из них говорится о том,
что в Ямбургском уезде жил богатый купец и у него была дочь.
Этой девушке очень нравился юноша, они любили друг друга, но
по иронии судьбы им не суждено было быть вместе!
Юноша был бедный, поэтому
отец девушки не позволил им пожениться.
Однажды юноша сказал ей о том, что уедет, но обязательно
вернется богатым человеком, и тогда они смогут быть вместе.
Девушка поверила ему и очень долго ждала, скучала и каждый
день лила слезы. Так прошел год, а затем второй и, потеряв
всякую надежду на возвращение своего любимого, она умерла от
тоски…
Через некоторое время
возлюбленный вернулся, он действительно стал богатым
человеком. Поехав в дом, где жила девушка он узнал о том,
что её больше нет. Он узнал, как часто она лила слезы,
ожидая его возвращения, сколько грусти и печали она
пережила. И в память о ней на заработанные деньги он
построил церковь, в которой стояла мраморная фигурка,
изображающая плачущую девушку.
Данная церковь была
построена возле дома, где проживала эта девушка.
И мы не можем утверждать,
что это всего лишь легенда, ведь название этой церкви-«Церковь
иконы всех скорбящих радость!»
назад
История этой церкви.
В ходе проведенных
исследований я обнаружила, что история этой церкви совсем не
простая.
Занимаясь в научном
обществе судьбой этой церкви, я столкнулась с множеством
трудностей. Письменных документов отражающих её историю
почти не сохранилось, и от самой церкви остались одни руины.
Ведь построена эта церковь была в 1858 году, с этого момента
прошло уже много времени, осталось мало людей, которые хоть
что-то знают о ней.
В первую очередь я
обратилась в городской краеведческий музей, в котором
собраны материалы и экспонаты по истории нашего края. Но
сведений, которые были получены в музее, оказалось
недостаточно.
Тогда я решила обратиться
к администрации нашего городского кладбища, с надеждой
узнать хоть что-нибудь полезное, но и это не дало
положительных результатов.
Некоторые факты из истории
церкви я нашла в нашей районной библиотеке.
Оказывается, что в 19 веке
ощущалась потребность города в церкви на кладбище, т.к. до
этого в Ямбурге действовала только однопрестольная церковь –
Екатерининский собор. Поэтому «…жители весьма часто лишаются
возможности поминать своих родственников». Но скудный бюджет
не позволял выделить сумму денег на новый храм. Так
продолжалось очень долго, и только в 1854 году у жителей
Ямбурга появилась надежда на это строительство.
По просьбе ямбургского
купца Дмитрия Васильевича Полякова «… о дозволении ему
построить на свой счёт каменную церковь на кладбище».
назад
Глава
2
Благотворитель.
Предки Д.В.Полякова были
уважаемыми людьми. Они оставили купцу и его брату
одноэтажный дом и еще пять деревянных в центре города. Сам
Дмитрий Васильевич получил звание почетного гражданина
Ямбурга, неоднократно избирался городским обществом в
Ямбургский магистрат-учреждение для разбора дел мещан и
купцов. С 1845-1852 годы занимал должность примирительного
чина городского совета-ратмана. Купец рассчитывал свои
средства и приступил к сооружению храма на кладбище.
«желание построить церковь
на кладбище в Ямбурге для совершения богослужений над прахом
его предков было издавна, к совершению сего святого дела он
готовился в течение многих лет, и поэтому сумма в
одиннадцать тысяч рублей серебром имеется у него в полном
количестве. Сверх того, им, Поляковым, уже в значительном
количестве заготовлены материалы каменные и лесные», -
сообщают архивные документы.
назад
Возведение храма.
Первоначально проект храма
разрабатывал петербургский архитектор Тереньев. Но это
проект так и остался на бумаге, так как он не отвечал
требованиям. Тогда Д.В.Поляков пригласил к работе нового
архитектора К.И.Брандта. Его чертежи вскоре были утверждены.
Церковь на кладбище возвели за три года.
24 августа 1858 года храм
по окончанию всех строительных работ был торжественно
освящен во имя Святого Петра митрополита и иконы Божьей
Матери «Всех скорбящих радость».
Следующим этапом моей
работы стал поиск материалов, связанных с историей написания
данной иконы.
Я узнала, что икона Божьей
Матери «Всех скорбящих радость» не связана с великими
историческими событиями – воинами, бунтами.
Здесь Богородица предстает
как величайшая покровительница страждущих, о чем говорят
слова молитвы к ней:
«Помощница еси обидимых,
не надеющихся на деяние, убогих заступница, печальных
утешение, голодных кормительница, нагих одеяние, больных
исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и
заступление». На самой иконе эти убогие люди изображены в
ногах Богоматери, а она окружена ангелами, призванным
помогать униженным и оскорбленным.
Этот тип икон на Руси
появился сразу же после принятия христианства. Еще правнук
Ярослава – Мудрого, князь – инок Никола – Святоша, устроив
при святых вратах Киева – Печорской обители больницу для
бедных, поместил в больничный храм прославившуюся икону
Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
В 1711 году, когда царскую
резиденцию перенесли в. Санкт – Петербург, сестра Петра1
Наталия привезла туда и чудотворную икону, которая стала
первой святыней новой столицы.
В конце 19 века в городе
на Неве прославилась другая икона Божьей Матери «Всех
скорбящих радость» - с грошиками. В 1888 году во время грозы
молния ударила в часовню на стеклянном заводе, но, как
утверждают очевидцев, находившиеся в ней образ Богородицы
остался невредимым, икона не только не сгорела, но
обновилась, лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом
кружка для пожертвований разбилась, а к иконе прилепились 12
грошиков. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу,
а толпы людей устремились к иконе, которая после этого
прославилась у верующих многими чудотворениями. Эта икона
любима в народе, она есть почти в каждом храме.
Наверное, именно поэтому
церковь «Всех скорбящих радость» осветили именно этой
иконой.
Опираясь на документы,
которые мне удалось найти, я установила, что церковь был,
воздвигнут над фамильным склепом Поляковых, имевших
московские корни. Скорее всего, поэтому церковь была
построена в московском «пряничном» стиле, который был совсем
не характерен для наших краев. Не случайно главный престол
храма был освящен в честь московского митрополита,
перенесшего митрополичью кафедру из Владимира – на – Князьме
в Первопрестольную.
назад
Народный храм.
Храм пользовался большой
любовью ямбуржцев. Пожертвования горожан на церковь Святого
Петра митрополита в несколько раз превышали жертвенные суммы
на Екатерининский собор. Церковь смотрелась празднично и
компактно. К концу 19 века 12 окон храма украсили цветные
витражи со сценами из Святого Писания, выполненные в Ямбурге
на стекольном заводе фабриканта В.И.Ланко. кладбищенский
храм имел два престола. Главный престол, освещенный в честь
иконы «Всех скорбящих радость» - послужил укоренению за
церковью народного названия – Скорбищенцкая.
После освещения церкви,
купец Поляков все расходы по её содержанию взял на себя, и
текущий ремонт производил на собственные средства.
Храм во имя Святого Петра
митрополита являлся и полковой церковью Кексгольского
гренадерского императора австрийского (Франца – Иосифа)
полка. В приделе во имя Божьей Матери всех скорбящих
полковому священнику было разрешено совершать службы для
воинских чинов, связанные с поминовением усопших
родственников и товарищей. В память о них Поляков
распорядился затеплить перед Скорбященской Богородицей
лампаду, которая с 1858 года горела непрерывно до дня
закрытия храма в эпоху воинствующего атеизма (1939).
В 1861 году Священный
Синод от лица государя императора наградил ямбургского купца
– благодетеля крупной духовной наградой – золотой медалью
Святой Анны третей степени на Анненской ленте с правом
ношения на шее.
назад
Глава
3
Местночтимый образ.
С середины 19 века
рассказывали в Ямбурге следующее: «Похоронила мещанка своего
кормильца и осталась с грудными детьми без средств. Поминая
в старой часовне на кладбище новопреставившегося супруга,
она припала к образу Скорбященской Богородицы, прося
Владычицу не допустить голодной смерти младенцев. Ночью дня
следующего Царица Небесная явилась вдове в сонном видении, и
указало место, где были припрятаны золотые и серебряные
монеты. Когда вдова пришла туда, она действительно
обнаружила необходимые ей деньги».
После строительства
каменного храма местночтимая икона Скорбященской
Богородицы была перенесена в левый предел церкви. То, что
этот образ был, особо чтим ямбуржцами, свидетельствует не
только горевшая лампада, но и пожертвования горожан в виде
золотых и серебряных украшений, подносимых Богородице.
1888 году образ Божьей
Матери «Всех скорбящих радость» одели в новый, взамен
старого серебряного, кованый золотой оклад, изготовленный из
поднесенного жертвователями золота, весом в 16 фунтов, что
соответствует 6 килограмм 400 грамм. В этот вес не входили
серебряные накладки, перегородчатая эмаль, платиновые
кресты, аметисты, жемчуг.
1889 году, по сообщению
Санкт-петербургского листика, церковь на кладбище была
ограблена. Воры залезли через боковой вход и сломали до
десяти замков. По слухам, это сделали «чухны» , которые до
этого ограбили церковь в селе Ястрибино. Однако разбойники
не решились на кражу ценного оклада, вероятно испугавшись
наказания свыше.
назад
Смутные времена.
После октябрьского
переворота в городе произошла череда трагических событий.
Наступила, пожалуй, одна из самых тяжелых и мрачных страниц
в истории Ямбурга. Они начались расхищением церковного
добра. Экспроприация изымала в числе прочего и культового
произведения искусства. Как свидетельствуют архивные акты об
изъятии церковных ценностей за 1919 год, золотой оклад,
снятый с образа Скорбященской Богородицы, был получен из
церкви города Ямбурга с пятнадцатью сереброзлащенными
сосудами для церковных нужд. Членами комиссии Наркомпроса по
делам искусств во главе с Яковом Комшиловым эти предметы
были доставлены в Петроград в качестве лома драгоценных
металлов и предназначались для продажи через сети Торгсина
(торговли с иностранцами).
В 1925 году городские
власти приняли решение о закрытии Екатерининского собора.
Кладбищенский храм остался единственной действующей
церковью, духовно окропляющей теперь уже кингисеппскую
паству. Но в 1938 году церковь прекратила богослужения после
того, как храмовые иконы и другая культовая утварь были
сожжены участниками показательной демонстрации воинствующих
безбожников. В этот же год был утрачен Местночтимый образ,
погибший, по всей видимости, во время комсомольского шабаша.
До начала военных событий
1941 года в стенах Скорбященского храма располагался первый
городской музей, созданный местными историко-бытовыми
краеведами. По газетным отзывам того времени, довоенный
музей располагал интересными историко-бытовыми экспонатами.
К сожалению, его экспозиция была безвозвратно утрачена в
военные годы.
Заключение.
В первый послевоенный год
нерегулярные литии и отпевания происходили в Скорбященском
храме благодаря священнику, приезжавшему из села Ополья.
Ошибочно бытующее мнение, что кладбищенский храм был
превращен в руины за годы военных действий. В 1946 году
некоторые оконные витражи церкви оставались целыми.
неразорвавшимися снарядами был снесен только один малый
барабан и пробита кровля звонницы. В 1955 году коммунальному
хозяйству понадобился кирпич, который решили добыть после
взрыва кладбищенского храма. Протесты краеведа
Д.И.Смольского, спасавшего впоследствии от уничтожения
Екатерининский собор и убеждавшего, что с кладбищенского
храма кирпича целого будет не взять, к спасательному
результату не привели. Ночью под стены церкви была заложена
взрывчатка, а кладбище было оцеплено военными. Уничтожить
строение с первого раза не удалось. Взрывали вторично. В
итоге поживились не более чем сотней кирпичей. Впрочем,
взрыв на старом кладбище имел больше идеологическую
подоплеку.
В сентябре 1957 года
исполкому рекомендовали избавиться от культовой постройки, о
чем сообщили в служебной записке. В документе говорилось,
что «…развалины церкви портят внешний вид города, являются
зданием угрозы и не имеют исторического художественного
значения».
На этом история любимой
ямбуржцами церкви закончилась. началась история её руин, на
которых активно хоронили в период 1960-2000-х годов …
Список литературы:
1.
Газета
Восточный берег 2003 год.
2.
Краеведение 3-4 класс. (Л.М.Быкова, Г.А.Волкова,
Т.А.Михайлова, Г.В.Сельдяева.).
3.
Газета
Время 2004 год. |